«СОЛНЦЕПЁК»: ЧТО ЭТО БЫЛО?

Павел Кухмиров 22.08.2021 15:58 | Общество 103
«Дорогому россиянину» в его счастливом неведении показали правду. Причём даже далеко не всю. Показали её маленький кусочек. При этом ещё очень сильно поскромничали

Уже давно меня не ставило в тупик что-либо. И уже давно ничего не вызывало у меня радикально противоречивых чувств. Настолько, чтобы однозначная оценка данного явления (или хотя бы относительно однозначная) не представлялось возможной в принципе. Но в том, что касается нового фильма «Солнцпёк», посвящённого войне в Донбассе, сложилась именно такая ситуация. Я не могу сказать, понравился ли он мне или не понравился. При том, что безразличия он так же не может вызвать по определению.

Скажу так: фильм нужный. Здесь нет сомнений. Но есть разница между правдой и пропагандой. Это два принципиально разных жанра. Тем более, если речь идёт о пропаганде дешёвой. И показывать правду языком такой вот пропаганды — значит её обесценивать. А это недопустимо, особенно когда речь идёт о трагедии таких масштабов и такого уровня кровавости. Степень которого российскому зрителю лишь слегка приоткрыли. Впрочем, к делу.

Как я уже говорил, об этом фильме у меня сложилось сразу два впечатления. Совершенно независимых друг от друга и мало друг с другом соприкасающихся. И эти впечатления диаметрально противоположны. Начну с того, которое положительное.

Так уж вышло, что средний «дорогой россиянин» имеет самое приблизительное представление о том, что творилось в Донбассе весной и летом 2014 года. Если имеет вообще. Ему рассказывали какие-то страшноватые, но предельно кастрированные казённые байки. Причём рассказывать нередко назначались персонажи, которые ни то, что доверия, а даже минимальной симпатии не вызывают.

В итоге для подавляющего большинства российских граждан тот исторический момент — натуральная terra incognita и он даже не уверен, происходило ли там что-то на самом деле. И это при том, что миллионы очевидцев находятся практически вокруг него. И оный «дорогой россиянин» не представляет, почему там до сих пор стреляют и почему ни при каких обстоятельствах не хотят ни «мириться», ни тем более признавать себя частью Украины (какую бы подлость не несли московские кураторы и «политологи» в погонах и без).

И вот сейчас тому самому «дорогому россиянину» в его счастливом неведении показали правду. Причём даже далеко не всю. Показали её маленький кусочек. При этом ещё очень сильно поскромничали. Но даже так ему показали то, что было на самом деле: кровавый ужас, который даже мне было тяжело смотреть. При том, что я всё это знаю и так. Показали самый настоящий геноцид. Террор как он есть. Истинное наполнение этих снов. Увиденное чем-то напомнило мне фильм «Однажды в апреле» о событиях в Руанде. И вот это — действительно вещь нужная. Шоковая терапия, которая очень здорово помогает от многого. В этом смысле фильм мне понравился.

Но только в этом. Есть у него и тёмная сторона. Вот о ней мы сейчас и поговорим.

С художественной точки зрения этот фильм — настоящий кошмар. Да, есть в нём и отличные моменты, например, работа оператора и некоторых актёров. Но только некоторых. Сценарная работа просто чудовищна. Да и режиссёрская не намного от неё отстаёт. У меня складывается стойкое ощущение, что сценарием и режиссурой занимались сами кураторы данного проекта: великие творцы в погонах. Вполне жизненный типаж, кстати: персонажи, на полном серьёзе считающие, что «мы могём не хуже», при том, что у самих за спиной в лучшем случае курсы политруков. Вот мне интересно: что это так трудно — просто позвать специалистов? Профессионалов данного дела. Которые действительно это умеют. Я понимаю: они не ходят строем и периодически отстаивают своё художественное видение, а господам творцам из компетентных ведомств такие черты в человеках очень не нравятся. Но без них получается то, что получается.

Конкретно в двухчасовой фильм затромбовали то, из чего по хорошему надо было делать сериал. Полноценный, серий на восемь. Причём сделали это крайне непрофессионально. В итоге мы имеем рваный ритм, бестолковые сюжетные линии (которых много и почти ни одна не раскрыта по уму) и массу бездарно скомпонованного контента. Замечу: местами ну очень качественного, что особенно обидно. И это только начало. Так сказать, только форма. Содержание ещё прекрасней.

Начнём с того, что по мелочам в фильме полно чисто сценарной идиотии. Например, меня просто вынесла сцена с пистолетом Макарова, который собирал один из главных героев: некто Павел Сергеевич — мой полный тёзка, брутальный командир только собирающегося ополчения и ветеран горячих точек. Зачем он вообще этим занимался при гражданских, я уже и не спрашиваю. Это Бог с ним. Мучил он этот несчастный ПМ несколько минут, а потом говорит, мол, да что ж такое, «пружина что ли бракованная?». На что гражданский (тоже бывший «афганец») ему отвечает: «А ты её переверни». О, Господи… То есть вы мне хотите сказать, что оный «брутальный ветеран» не знал прикола с пружиной, с которым любой новичок сталкивается в первую очередь? Который может не знать только тот, кто не держал этого пистолета ни разу в жизни? Вы здоровы, граждане? Вы для чего такую дичь в фильм вставляете? Чтобы что?

Далее, прекрасна сцена штурма ополченцами огневой точки укропов. Это вообще было за гранью: как данные красавцы при свете дня «подкрадывались» прямо перед пулемётом. Нет, я не исключаю: могли быть такие дарования. Но недолго. Так они его ещё и захватили в итоге, укреп этот. Хотя должны были все там остаться. Показывать такое — просто издевательство. Это даже не смешно — это возмутительно. В принципе, сразу видно, что граждане авторы о военной стороне того, о чём они снимают, имели самое приблизительное представление.

Но и это «цветочки». А «ягодки» — это подача материала. С самого начала (ещё перед титрами) нам показывают мультипликационную заставку, где русский медведь делает плохое с немецким и американским орлами, а так же французским петухом. В смысле, он их ест, а не то, что вы подумали. Хотя с такими заходами я бы не удивился ничему. Ну, то есть мы уже на старте имеем просто бездну вкуса.

Дальше появляются персонажи. Абсолютно картонные, вещающие шершавым языком плаката. Причём местами шершавым до уровня наждака. Граффити на стенах не менее прекрасны. Лично меня более всего обрадовала надпись: «Мы не верим в иллюзии Запада». Вот я себе живо представляю: именно такое кондовое убожество люди обычно и пишут на стенах, когда их распирает праведный гнев. Н-да… А уж как эти персонажи общаются друг с другом… Происходящее доносится до зрителя в предельно тупом, прямолинейном формате какой-то политинформации в пионерском лагере. Всё примитивно, всё в лоб, всё казённо. Складывается впечатление, что актёры не играют, а отрабатывают обязательную программу по воспроизведению «лучших моментов» из шоу г-на Соловьёва и г-на Киселёва. При том, что сами актёры (за единичными исключениями) играют очень плохо. И я не знаю: то ли они любители, то ли это такой замечательный режиссёр.

А в тех местах, где они не говорят, как персонажи с плакатов, они периодически действуют странно — повествование равное, мотивации не раскрыты, сюжетное оформление убогое. Максимально показательна здесь сцена секса персонажа, дезертировавшего из карательного батальона, и его подруги, с которой они скакали на Майдане, а потом она вдруг резко оказалась в Луганске и не желает его видеть. Не понятно, то ли она осознала, то ли просто разочаровалась, но ли изменила взгляды. Непонятно, почему он сам дезертировал. И главное: секс между ними никак не мотивирован. Складывается впечатление, что он там присутствует только «чтобы было». Ну, так это уже откровенная дешёвка получается. Самим не стыдно? В таком-то фильме. Говорю сразу: я не против секса. Наоборот: я исключительно за. Но я против пошлости и бездарности. Особенно там, где их быть не должно.

Но особенно «порадовала» апологетика наёмников из ЧВК. Я, конечно, не исключаю, что его хозяева могли иметь отношение к съёмкам данного фильма. Но вот только фильмы о народной войне и фильм о наёмниках — это разные жанры. И вот так их смешивать, мягко говоря, некрасиво.

Но помимо этого есть ещё кое-что… Тот самый командир ополчения Павел Сергеевич, с которым оные наёмники задушевно общались в конце. Руку ему жали и всё такое. Я так понимаю, имелся в виду Павел Дрёмов? Я вас правильно понял, ребята? Ну, что ж… Я, конечно, ничего здесь говорить не буду. Нехорошо это во время войны. Но не кажется ли вам, что это уже не просто цинизм, а нечто совсем запредельное? Полагаю, вы прекрасно поняли, о чём я. И не только я. Уж поверьте.

Так что я хочу сказать в итоге. За такую работу с таким материалом, по-моему, несомненно, скромному мнению, надо просто отрывать голову. Продюсеру и куратору. Потому что вреда она нанесёт не меньше, чем пользы. К примеру, если правда подаётся как дешёвая агитка — многие её именно так и воспримут. А ведь это действительно правда. И с ней так нельзя. Особенно с учётом того, насколько она кровавая, правда эта.

Но есть у всего этого один огромный плюс. Который даже перечисленное может уравновесить: правду начали говорить. И её начали показывать. И это правильно, что она подаётся в виде «шок-контента». Потому что именно это тогда и творилось.

Что ж до самого фильма «Солнцепёк»… Знаете, его бы нормально переснять. В идеале — придать формат того самого сериала эпизодов на восемь-десять. Так, чтобы все сюжетные линии нормально раскрылись, все арки характеров нормально оформились. И, главное, монологи людям написать человеческие. Вот тогда это может стать шедевром. В нынешнем же виде мы имеет то, что имеем. Радует одно: могло быть хуже.

Павел Кухмиров

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора